оглавление архив номеров

авторы  ссылки

на главную

о проекте

 

 

НИНА ХАБИАС

ИЗВЕСТНАЯ И НЕИЗВЕСТНАЯ

(компиляция к биографии)

 

 

 

Нина КОМАРОВА-ОБОЛЕНСКАЯ

(р. 1892 (по др. сведениям – 1895) – ум. 1943).

Литературный псевдоним: Хабиас.

Ярчайшая фигура русского футуризма, поэт, близкая к кругу братьев Бурлюков и А. Крученых.

 

КНИГИ СТИХОВ:

 

«Стихетты: Беспредметники (М., 1922)

«Стихи» (М., 1926)

«Собрание Стихотворений» (М.: Совпадение, 1997)

 

За откровенность стихов, от которых, как свидетельствуют современники, краснели извозчики, была прозвана «Графиней Похабиас». Говорят, революционная матросня горела желание расстрелять поэтессу за скабрезности и заявились с этой целью на один из ее литвечеров. К счастью, организаторы вечера выкрутились.

На обложке вышедшего в 1922 году сборника был нарисован фаллос.

 

 

ДАЛЕЕ – КОМПИЛЯЦИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ КОНСТАНТИНА КУЗЬМИНСКОГО, А.ГАЛУШКИНА И В.НЕХОТИНА:

 

Родилась 6 июля 1892 года в семье полковника комарова (полу-армянина по матери), родного брата ольги форш и троюродного брата о. п.флоренского.

выпускница смольного института благородных девиц (1911)

в 1919 году в сибири встретилась с бурлюком (в иркутске или омске)

в 1921 году поэтесса “нибу” появилась в москве с псевдонимом “хабиас”, в поэтических кругах носила прозвище “ноки” (даденное б.садовским?)

выступала в кафе “домино”, дважды печаталась в сборниках “сопо” (1922, 1924), текстами “покошерней”

в марте 1922 вышли “стихетты”, и ответные “серафические подвески”, издания не прошедшие цензуры (за что вместе с грузиновым попала в бутырки, на пару месяцев)

в дальнейшем существовала переводами

в 1937 была арестована вторично и отправлена в сиблаг

после лагеря (освобождена в 1942) умерла в туркмении в городе мары (мерв) в конце 1943(?)

(а.галушкин, в.нехотин, предисловие, в: “нина оболенская (хабиас), собрание стихотворений”*, м., “совпадение”, 1997, стр. 5-42)

 

Иван Грузинов писал: «Стихи Н.Хабиас мгновенно отличишь: из тысячи поэтов...”

 

“Но более точным применительно к лирической героине Хабиас/Оболенской нам кажется резюме, сделанное в другое время и совсем по другому поводу, но вне зависимости от намерений его создателей описывающее некую базовую парадигму русской женской поэзии вообще: «Основное у нее это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности... Мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой... Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой» (153*).

 

«…На одном из поэтических вечеров «матросы пошли «убивать» Н.Хабиас за матерные стихи» и тогда на сцену «для успокоения» выпустили поэтессу Н.Л.Манухину»

 

 

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПСЕВДОНИМА ХАБИАС

 

В автографах его носительницы это имя уже по новой орфографии (без ера на конце) часто писалось как “Хабiас”, а произносилось, судя по стихотворным строкам, с ударением на последнем слоге (“И имя горькое сожженной Хабиас”). (62).

Мы не беремся толковать смысл псевдонима “Хабиас” (смысла в нем вполне могло и вовсе не предполагаться), но его происхождение кажется возможным возвести к популярной в начале века детской сказке-“страшилке” “Хобiасы” (при ударении на предпоследнем слоге орфографические различия на слух не воспринимаются), то ли вправду переведенной с английского, как значится в ее многочисленных переизданиях, то ли придуманной обрусевшим англичанином, рисовальщиком Валерием Васильевичем (Вильямом Вильямовичем) Карриком (1869-1943). “Хобiасы” – странного вида (может быть и вообще лишенные облика) существа, приходившие из лесу по ночам пугать детей, пожирать стариков* и т.д. – до той поры, пока их самих не съела охотничья собака (63).”

63 См., напр.: Хобiасы (Английская сказка). 3-е изд. М., 1916 (Каррик В. Сказки-картинки. № 22). Ничего похожего на слово «хобиасы» мы не обнаружили даже в наиболее полных и авторитетных словарях английского языка (в которых есть, например, «хоббиты»). О «злом Хабиасе» см. в приведенном нами стих. Б.Садовского «Арзамасский жареный, с яблоками, гусь Борису Садовскому». Безусловно именно сказка В.Каррика повлияла и на содержание, и на заглавие рассказа Ю.П.Казакова «Кабиасы» (1961).

 

 

ПОРНОГРАФИЯ В ТВОРЧЕСТЕ ХАБИАС И В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

“Печатные отзывы о «Стихеттах» в основном таковы, что создается впечатление, будто их авторы не видели не только апокрифической картинки, но и самой книги.

Михаил Осоргин, во всяком случае, в этом прямо сознался. В опубликованной весной 1923 г., уже после его высылки из СССР, рецензии на «Эротические сонеты» А.М.Эфроса он отмечал:

«Классическая эротика русской литературе чужда; гораздо более ей свойственна порнография, пышно расцветшая под покровом политической реакции и моральной катастрофы последних лет. Футуристы начали, имажинисты продолжили и «ничевоки», эти наглядные спецы грубейшей порнографии, завершили своеобразное литературное течение. В 1920-21 г. г. с подмостков дряненького московского кафе «Стойло Пегаса» публика, лучшего и не заслуживающая, ошарашивалась такой ритмической площадной руганью, какая была бы решительно недопустима в извощичьей чайной, даже и с продажей крепких напитков. Все рекорды наивного Баркова были побиты «поэтом» Грузиновым, выпустившим книжку стихов «Серафические подвески» – брошюрку воистину высокой мерзости, без малейшего намека на поэзию или хотя бы просто искусное стихосложение. Уверяют, что и его рекорд был побит московской же поэтессой-ничевокшей, имени которой, в ее интересах, лучше не называть. Ничего общего с этой плеядой А.Эфрос, конечно не имеет...» (88)

Хотя «ничевоки» здесь помянуты всуе (89), Осоргин по меньшей мере не скрывает, что знаком с книгой «московской поэтессы» лишь понаслышке.

Евдоксия Никитина, уже в следующем году опубликовавшая обзор новейших течений поэзии, назвала те же имена:

Беспредметники. Хабиас-Комарова. «Стихетты» 22 г. Одновременно с нею вышла книга Грузинова «Серафические подвески» 22 г. Как по внешнему виду, так и по содержанию книги крайне близки. Авторам нельзя отказать в нескромности. Так[,] Хабиас говорит о себе: «Я славнейшая всех поэтессин». «Славнейшая» задачей своих «стихетт» поставила подыскать рифмы к неприличнейшим «заборным словам» и соответствующий им текст» (90).

Между тем никаких рифм к «заборным словам», как может убедиться любой заглянувший в текст «Стихетт», там нет, а единственное «заборное слово» встречается лишь в последней строке второго стихотворения этой книги; Осоргин, говоря о «ритмической площадной ругани», был куда точнее.”

 

КОНТРРЕВОЛЮЦИОНЕРКА ХАБИАС (ПОДЕЛЬНИЦА И.ГРУЗИНОВА)

 

Еще 6 июня 1922 г. коллегия ГПУ постановила передать дело по обвинению Грузинова в безцензурном издании книг в Московский ревтрибунал, где оно, похоже, заглохло.

(СС, 21)

“... был впервые арестован в 1922 г. ГПУ за издание книги (то ли “Стихетт, то ли «Серафических подвесок») без цензурного разрешения, за что 6 июня 1922 г обвинен в контрреволюции, дело было передано из ГПУ в ревтрибунал.

(СС, 63)

“... по отбытии ссылки 16 августа 1929 г. решением ОСО получил «минус 6» и был «прикреплен к Воронежу» (дело ссыльного в архиве Воронежского УВД), явившись вместо этого в Москву, где был вновь арестован у своего брата, корректора типографии ОГПУ Николая Грузинова.

(СС, 63)

– уж не братец ли печатал обе книжицы – в чекистской типографии ОГПУ?...

Арестовывалась органами ГПУ и НКВД в 1921 г. за издание книги «стихи», но была освобождена.

(СС, 33)

 

“... Мобилизационный отдел ... Военного министерства колчаковского правительства; сохранились даже ведомости на получение его сотрудниками спирта в канун падения белого Иркутска.”

 

 

ДЕЛО НИНЫ ХАБИАС

 

 «Оболенская Нина Петровна, 1895 года рождения, уроженка г. Москвы. 08.09.37 г. арестована Киевским райотделом УНКВД Московской области, 25.11.1937 г. по постановлению тройки при УНКВД СССР Московской области по ст. 58 п. 10 ч. 1 (антисоветская агитация) УК РСФСР заключена в ИТЛ сроком на 10 лет; реабилитирована прокуратурой г. Москвы 26.05.1989 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г. «О дополнительных мерах <...> в отношении жертв репрессий <...> 30-40-х и начала 50-х годов».

На момент ареста Оболенская Н.П. проживала в г. Москве, ул. Веснина, д. 7, кв. 5, дворянка, два года обучалась на юридическом факультете, литератор-переводчик, по социальному положению в момент ареста – вольная профессия, кандидат ВКП(б) с 1918 по 1921 г., выбыла механически (так в деле). Арестовывалась органами ГПУ и НКВД в 1921 г. за издание книги «стихи», но была освобождена. С 1919 г. работала в г.Иркутске, в частях Красной Армии культурницей (так в деле)... Оболенская Н.П. имела также фамилии и псевдонимы: Комарова – по отцу, Оболенская – по мужу в годы Гражданской войны, Афанасьева по второму мужу, Иванова, Хабиас.

Кандидатом в ВКП(б) вступила в 1919 году, когда был разгромлен Колчак, стала работать культработницей при частях 5-й Красной Армии, вступала кандидатом под фамилией Хабиас-Оболенская. Муж на момент ареста – Гольдштейн Константин Михайлович, художник, работает по договорам.”

(СС, 33-34)

Из следственного дела (ЦА ФСБ. № Р-42851) известно, что Грузинов 1 июля 1927 г. был осужден ОСО по ст. 58-15 (антисоветская пропаганда и связи с контрреволюционерами) к 3 годам ссылки в Сибирь, 6 ноября 1927 г. по амнистии этот срок был сокращен на одну четверть (сохранилось его письмо В.Л.Львову-Рогачевскому от 31 марта 1928 г. из г. Киренска: РО РГБ. Ф. 154. К. 2. Ед. хр. 25), а по отбытии ссылки 16 августа 1929 г. решением ОСО получил «минус 6» и был «прикреплен к Воронежу» (дело ссыльного в архиве Воронежского УВД), явившись вместо этого в Москву, где был вновь арестован у своего брата, корректора типографии ОГПУ Николая Грузинова. В июне 1931 г. Грузинов отправил из Воронежа жалобу П.М.Керженцеву. Из показаний 1927 г. следует, что родился он в ноябре 1886 г. (что не соответствует данным его автобиографий) в дер. Шерабшино [так] Клементьевской волости Можайского уезда, был впервые арестован в 1922 г. ГПУ за издание книги (то ли “Стихетт, то ли «Серафических подвесок») без цензурного разрешения, за что 6 июня 1922 г обвинен в контрреволюции, дело было передано из ГПУ в ревтрибунал. Вторично подвергался кратковременному аресту в 1924 г. по делу «Ордена русских фашистов».

 

 

Подготовила Снежана Ра

 

 

 

оглавление архив номеров

авторы  ссылки

на главную

о проекте

 

 

Сайт создан в системе uCoz