/ история, теория, практика /
Обычно к этому названию прилагают «эпитеты»
«музыкально-литературное объединение», «профанский конгломерат искусств», «организация
для производства/потребления
явлений», «хуиглоты» и т.п., но это не совсем точно.
«Общество зрелища» создано
О. Шепелёвым и О. Фроловым 13
февраля 1997 года в Тамбове.
«Мы с О.Ф. и О. Коробковцем снимали на троих квартирку - «курятник» – помещение
сарайного типа, со стенами из деревяшек и саманов размером в три кровати впритык
плюс развалившийся стул и табурет, - вспоминает О. Шепелёв, - там, как говорится, в четырёх стенах
и зародилось ОЗ. Коробков с нами был редко, обычно он ходил ночевать к
своей невесте… потом мы стали поддавать как
скотинушка, забивать на него, на институд и на всех вообще, и он совсем
потерялся. В «курятьнике» у нас не водилось ничего – ни книг, ни тетрадей, ни
еды ни тем более такой погани как лупление (телевизор. – Ред.)… Зато были два сломанных магнитофона – один мой,
один офроловский – на них-то мы и состряпали первое совместное произведение –
коллаж из отрывков радиопередач (название
«ОЗ» возникло из передачи А. Дугина о Ги Деборе) и музыки с наших кассет (такая
методика, по-моему, называется
«хоумтейпингом»). Потом были «Палачи» – садистская радиопередача,
инициированная О.Корбковым… Знаменитый период диафильмизма, когда у нас
собиралось в этом каземате 2,5 на 2,7 человек 15 зрителей; мы с О. Ф.
записывали саундтрэки… Вскоре… натаскали с филфака инструментов… причём они
всегда были по отдельности: гитары
- то электрическая, то «эклектическая»,
то бас, то что-нибудь от барабанов…
Начались живые выступления – так называемый шаманизм, ежедневные ночные записи,
потом пошло и литературное, и рисование, коллажирование из случайно попавших к
нам книг и журналов, создание скульптур из мусора, пошив (вернее, чаще разрыв)
одежды от кутюр и купюр, представления с участием дрессированных
пуделей, кловунов и пидоров и много такого чему несть и числа, и названия, и памяти (кстати, активно
создавался диалект ОЗ, претерпевщий несколько этапов эволюции, а впоследствии и письменный язык ОЗ), а днём,
когда мы продирали глаза, к нам приходили многочисленные посетители – «посмотреть
на долбоёбов». Всё это называлось «явлениями», и конечно же,
пили и барахтались в порыве тяжёлого снежного танца…».
Как
следствие, творчество ОЗ асоциально (или даже антисоциально) окрашено;
«представления» ОЗ имеют своим девизом
т. н. «антикатарсис»: «чтобы зрителю стало стыдно за то, что мы
представляем» (это же называется профанацией, бахвальством,
«ибупрофенством»).
Антикатарсис (как первоэлемент асоциальности) направлен против
массовой культуры, коммерциализации, бездарности и пошлости в искусстве,
которая, как всем известно, дискредитирует самоё искусство как таковое, а
заодно и против сюрреализма, чтобы отмежеваться от него и показать его окостенелость,
«музейность».
Клин клином вышибают – чтобы переплюнуть
дебильность попсы надо постараться!
Музыкальная группа «Общество Зрелища» (искусственно
вычленяемая часть ОЗ) выпустила три альбома «полупрофессионального качества»: «От
гриба» (1997), «long live long leg! »
(1998), «Начальникъ Верьховнаго бга Озириса»
(1998, саундпоэзия), а также мини-сборник «ОЗ» (1997, живое
исполнение под гитару, индастриал) и сборник «От самого большого
гриба» (ультрарадикальный дебилизм). В январе 2000 г. в ночном клубе
«Бункер 638» (Тамбов) состоялась концертная программа под названием «На
кол всю попсу!». В афише тогдашний стиль группы был определён как (очень мелким шрифтом)
«slamcore/funk/punk/avantgarde/profanatsija/hui». По
материалам подготовки к этому (единственному,
и по вине организаторов практически несостоявшемуся) концерту выпущен сборник «Отстойник
748» (2000), где (уже по вине музыкантов, а в особенности О. Фролова, который «начал безумно пить)
представлена только половина разработанных композиций. В ноябре 2000 г. О. Фролов, давно
забросивший учёбу в университете и вообще все
сношения с внешним миром (кроме Санича, с которым пил), был забрит в армию.
Группа фактически перестала существовать. (Кстати, рекламация! Невиданный Интернет-проект ОЗ «Железная рука ARMY, или look to clown О.Фролов
«За стеклом»!!! – вся периодика О.Ф. –
письма-репортажи-размышления-стихи-коллажи-зарисовки-модельные книги
предоставлены для публикации Библиотекой Конгресса Санича!).
ОЗ (концертный состав):
О. Шепелёв – тексты, музыка, вокал, деструктивные барахтания.
О. Фролов – музыка, бас-гитара, кларнет.
Р. Санич – баробаны.
О. Толмачёв –
2-я бас-гитара, расшибание О.Шепелёва.
Вася «Ручкин» Пручкин МС – гитарка,
звук.
Литература: плод
двухлетней работы – книга (причём «книга» здесь обозначение жанра) «Сочинения
О. Коробкова и ему подоббных»
(1999). В «концептуальном единстве» здесь собраны рассказы, стихи, рисунки. Это
основное, каноническое творение ОЗ. Есть ещё «Быдломантия» (1999) – «сборник
непотребных для поэзии ренегативно-дегенеративных стихов» (с илл.).
В настоящее время готовится его продолжение «Кодломасса». Ценные
литературно-исторические свидетельства: «История ОЗ, написанная О.
Шепелёвым» (1998, черновик), «Дневник наблюдений за О. Шепелёвым» (1999,
автор – О.Ф.), «Правда об ОЗ как она есть, написанная А. Коробковым» (2001, так сказать,
клевета).
Индивидуальное
(«внеобщественное») творчество «деятелей» ОЗ не принадлежит отгрибизму.
О. Шепелёв – Алексей А.
Шепелёв – со-лидер ОЗ, поэт (опубл. книжка
«NOVOKAIN OVO» (Тамбов,
2001), готовится «САХАР: СЛАДКОЕ СТЕКЛО») и прозаик (рассказы «Новая сестра», «Ящерицы», «Моно-Новый год в мультимедийной квартире» и др., повести
«Настоящая любовь», «Утренний закат», автор романа «Echo» (СПб.: Амфора, 2003), события
которого имеют отношение к истории ОЗ), кандидат филологических наук (диссертация
«Нимфолепсия в творчестве Достоевского и Набокова», 2004), участник
лонг-листа премии «Дебют» 2000 г. и шорт-листа 2002 г. Публикации: «Черновик»,
«Вавилон», «Reflection», «Футурум АРТ», «Ex Libris-НГ», «Лимонка», «Альманах Академии Зауми», антология
«Нестоличная литература» и др. Член Академии Зауми.
О. Фролов – Александр
Фролов – со-лидер ОЗ, поэт, писатель и музыкант; не окончив филфак, с 5-й курса
отправился служить в ВС РФ, в настоящее время
работает сторожем. В его личном
творчестве органично отражается поэтика ОЗ. Выпустил рукописные сборники: «Все
апплодируют!» (1998, подарен С. Е. Бирюкову), «Мразь!» (1998), «Полная
поэзия» (1999), «После
Великой Радости» (1999),
«Мiрзик
сожрiл рiпу, или Ноздри
кишiчника» (2000), «Хуй мой»
(1999), «Бог и время»
(2001,сост. О. Шепелёв), «Всё есть гриб и грязь» (2002), «Падаль. Снег» (2003). Автор
романа «Ничего» (2003). Публикации:
«Черновик» (под видом Олега Фролова), «Футурум АРТ», «Вавилон», газета клуба любителей
русского палиндрома «Амфирифма» (Тула). В 2003 г. с поэтическими текстами вошёл
в лонг-лист премии «Дебют».
О. Коробковец - А. А. Коробков
– окончил филфак ТГУ, в настоящее время
живёт в Москве. Публикации: в студенч. альманахе «Ветви» (Тамбов).
А. Толмачёв (он же,
простите, она же Репа, Пидорепа, Репинка Экзотическая Экзальтированная
Маракуйя) – не публикуется принципиально, кроме самиздата ОЗ. В настоящее время
политический деятель под следствием.
Р. Санич (Русалка
Санич) – 25 годков, по словам О.Ф. «Саничь, он пьёть - этим и интересен». Хочет
стать самогоном.
В. Ручкин МС – наш
гитарист, известный тамбовский музыкант, сейчас живёт в Москве.
Так называемое субощество – авторы,
испытавшие влияние «ОЗ»: Михаил Гавин
(Эм Гавин, Р. Верёвкин) – поэт (Тамбов); Макс Берков(он же Владимир Виссарионович Маленков, М. Рыжкин, Маразмакс –
поэт, лидер панк-проектов «Нестор Иванович Петров» и «МВД (Министерство Великих
Дрочителей)» (с. Петровское Тамбовск. обл.); Паша Обалдеев (Деев) – поэт
и рок-музыкант, соратник Макса; Сергей Граф – лидер объединения
«Шизореволюция» (г.Котовск).
В цивильных кругах «ОЗ» воспринимается как
своеобразное «право-радикальное» крыло Академии Зауми. Мы считаем С. Бирюкова
(у нас зовётся Обэриукъ) своим учителем и поддерживаем практически все акции
АЗа – будь то альманахи, выступления или что иное.
Отрывки из книги «Сочинения О. Коробкова
и ему подоббных», в том числе
и из (квази)теоретической статьи
«Дебилизм как собственно отгрибизм и как вид искусства. Деятельность О.З. как
от гриба» печатались в альманахе «Пигмалион» (г.Рудный, Казахстан) №2,
2001. С. 82 – 95. Первая часть книги в
2003 г. вывешена на http: // vernitski. liter.net/obzr.htm. Небольшой очерк о поэтике ОЗ – см. Бирюков С.Е. Любовь к трём
авангардам (разрозненные заметки) //
Арион. №3, 2000. С.66 – 67, а также в магистерской диссертации Бернхарда Замеса
«Теория и практика Академии Зауми» (Halle,
Германия; на нем.яз.).
Планируется
создание собственного сайта ОЗ (скорее всего)
rot&nos.oz.sos. front.ru.
Новость
дня: 23-24 ноября 2002 г. “ОЗ” - в
составе нервозного О. Ш., только что вернувшегося из армии О. Ф. и в отсутствие
только 21-го в неё же отправленного Санича – записан (на кухне у О. Ф. – с.
Столовое Тамбовской обл.) новый акустический миниальбом
“Зе Сонгс Оф Туз Энд Туч (Будем Пить Пока Хуй Не Отлетить)”.
А 3-4 марта 2003 - там же -
новейший концептуальный альбом “Фестиваль
патриотической песни (Тамбов, 20“03”)”.
12-13 мая 2003 - там же -
записана песня “Хуй и кот – семена”, которая должна
стать заглавной на давно замышляемом альбоме с одноимённым названием. Записана радиопостановка
“Извини меня” по первым четырем главам незавершённой книги ОЗ о
приключениях Репнины, её братца и На Крыльях (через неделю О.Фролов “в сердцах”
выкинул кассету с этой записью).
6 июля 2003, в день 25-летия О.Ф., а также 7-го – там же, где и
родился гений - записаны несколько песен с нового альбома
«КОНИНАПИДОСТРУЩАТНИК» («KONINAPIDOSTRussiaTNIK»).
Подписан манифест о создании радикально-радикальной
партии “ВНКХМВ” и студии “Синий
Снич Рекордз”/ «Blue Undina Snich Records» (с. Столовое), под маркой
коей и выпущены последние три миниальбома.
24-26 декабря 2003 - новые синглы.
2-3 января 2004 – радиопостановка по двум рассказам из “Записок охотников
(русских)”
19-20 февраля, 13-14 марта 2004 - т. н. “По дрищёвке” при участии Санича.
© Общество Зрелища. 1997 – 2007